История школы

Published in

Страница для печати

Когда бабушки были школьницами

Краткая история Центра Образования №218 (Средней общеобразовательной школы №218). 

Средняя общеобразовательная школа N 218 Октябрьского района г. Москвы открылась в сентябре 1939 года. В школу принимали детей, учившихся раннее в школе N 206 и проживавших в окрестных "бараках" - деревянных многоэтажных домах.

В 1939 - 1940 учебном году самыми старшими в школе были восьмиклассники. Первым директором был Александр Алексеевич Старостин, учитель истории, но через несколько месяцев его призвали на финскую войну, и в 1940 -1941 годах директором стала Полина Дмитриевна Зиновьева, учитель зоологии, завучем - Мария Алексеевна Горбунова, учитель физики.

Школа и тогда работала в две смены. За каждым классом, как сейчас у малышей, закреплялся кабинет, предметники сами приходили к ребятам, а дежурные помогали им готовиться к уроку: приносили из учительской карты для уроков истории и географии, приборы для физики и химии и др. Хорошо учителю математики: принёс сборник задач, учебник и циркуль под мышку и веди урок без забот. А вот учителю химии или физики без помощи дежурных не обойтись: из учительской нужно приборы и химикаты нести для лабораторных. Так и приходилось дежурным, то за картами для истории и географии, то за пробирками и весами для опытов по этажам бегать.

В школе существовала многочисленная комсомольская организация. Секретарем ее был Алексей Кузнецов. Много внимания тогда уделялось военной и физической подготовке: все учились пользоваться противогазом, юноши занимались стрелковой подготовкой, девушки - в сандружине. Под руководством инструкторов РК ВЛКСМ старшеклассники часто совершали 10 - 12 километровые переходы. Вообще скучать было некогда. Работали: драматический кружок (руководитель - школьный врач Антонина Ивановна Уварова), фотостудия. А секцией спортивной гимнастики руководил цирковой акробата Алексей Словик.

Нынешние ученики нашей школа порой досадуют: каждую весну им приходится сдавать переводные экзамены, о которых во многих школах Москвы и не слыхивали. Так вот, оказывается, еще в довоенные годы в школе начиная с 4 класса, проводились "годовые испытания" (переводные экзамены), а в 7-м и 10-м классах - выпускные экзамены. Оценки ставились такие: "отл" - отлично, "хор" - хорошо, "пос" - посредственно, "пл" - плохо.

Горькие каникулы.

До 12 июня 1941 года в школе, как обычно, проходили экзамены, а затем ребята стали разъезжаться на каникулы. Утреннее сообщение по радио о начале войны заставило оставшихся в Москве старшеклассников собраться у школы: обсуждали это событие, решали, чем они могут помочь стране (призыву в армию, из-за молодости, никто из них не подлежал).

Уже в начале июля под руководством РК ВЛКСМ была образована группа юношей - старшеклассников для строительства оборонительных сооружений на дальних подступах к Москве, работали они там до конца августа, неоднократно подвергались авиабомбежкам, и при подходе немцев были отправлены в Москву.

Девушки начали усиленно заниматься в сандружине. В августе - сентябре многие из них помогали осуществлять эвакуацию учащихся младших классов в Орехово-Зуевский район. Немцы все ближе подходили к Москве. К октябрю 1941 года в столице сложилась очень напряженная обстановка. Большинство школ, в том числе и N 218, были закрыты. Многие старшеклассники в составе своих семейств вынуждены были эвакуироваться : кто на юг (в Астрахань), кто в Сибирь, в среднюю Азию. К лету 1942 года большинство из них закончили 10 класс. Юноши были призваны в армию: сначала училища, затем фронт. Воевать им пришлось в различных войсках, пройти разные военные дороги, но многие из них сошлись в Берлине.

Девушки после окончании 10 класса работали в госпиталях, служили в войсках ПВО (охраняли Москву), на трудовом фронте заготовляли дрова для нужд народного хозяйства, многие в составе сандружин были на фронте.

Учителя мужчины призывного возраста воевали. Женщины, т.к. школы были закрыты, работали там, где это было необходимо, а также организовывали консультационные пункты для тех учащихся, которые не покинули Москву или вернулись из эвакуации .

Учеба после трудовой смены.

К сентябрю 1942 г. школа вновь открылась. Тогда было введено раздельное обучение мальчиков и девочек и наша школа стала мужской. Директором была назначена Анна Ивановна Зломанова, учитель истории.

Время трудное, в стране идёт война, в школе холодно, голодно, не хватает учебников и тетрадей. Каждый, как мог, хотел помочь фронту. Недалеко, на лиственничной аллее, несколько корпусов ТСXA были заняты под военный госпиталь. Для нужд этого госпиталя в школе были созданы сапожная и учебно - производственные мастерские: в них чинили постельное бельё, вязали и шили варежки, делали домашние тапочки.

Школа отапливалась своей котельной, и для нее старшеклассники вылавливали лес на Москва - реке. Учиться приходилось зачастую после "трудовой смены" при плохом электрическом освещении. В одном классе можно было встретить ребят разного возраста: из-за эвакуации, закрытия школ в начале войны многие пропустили кто один, а кто и три года в учебе.

Школа помогала семьям фронтовиков: устраивала на работу ребят учениками в сапожной мастерской, лаборантами, киномеханиками, пионервожатыми.

Жизнь продолжалась ...

Закончилась война. Жизнь постепенно входила в нормальное русло. Всё больше семей возвращалось из эвакуации, ребята вновь приходили в школу. В 1949 - 50 уч. год учится уже 1664 ученика. И хотя в классах было по 40 - 46 человек, учиться все равно приходилось в 2 - 3 смены. Но в школе находили место и время для праздников, вечеров на которые приглашали девушек из ближайшей женской школы N 222 (сейчас там УПК N 1).

Мальчики и девочки в шахматном порядке.

В конце 1953 г. В школе сменился директор. Им стала Таисия Алексеевна Конради. Для школы N 218 она была человеком не новым, еще до войны работала здесь учителем математики. Через год, в августе 1954 г. перед школой, как и во всей стране, встала новая проблема: вновь было введено совместное обучение мальчиков и девочек. Многие работники школы совершенно серьезно задумывались о последствиях таких перемен и поэтому в конце августа были проведены по вновь сформированным классам ученические собрания, на которых решался вопрос посадки учащихся. Решили рассадить мальчиков и девочек в шахматном порядке, а на переменах организовали хождение по коридорам.

В 50-е годы в школе была традиция - праздник песни. Проводился он ежегодно: сначала выступали отдельные классы со своими программами, затем был большой заключительный концерт, на котором выступал сводный хор учащихся, школьный оркестр, представлены были сольные номера. Шел отбор участников на районный конкурс.

Опять большие перемены.

В 1961 г. школу N 218 объявили восьмилетней. Были буквально "разгромлены" многие кабинеты, из которых пришлось передать оборудование в другие школы. Но в 1967 г. наша школа вновь получает статус средней.

В 60-е, начало 70-х годов в школе была хорошая традиция: в конце учебного года проводился праздник "За честь школы". К этому празднику каждый класс готовил свой подарок, отчитывался о проделанной работе, отдельные учащиеся и целые коллективы награждались почетными грамотами.

Сильно изменился облик микрорайона и самой школы. Школу, построенную из красного кирпича, оштукатурили и покрасили, позже пристроили новый спортивный зал. Вокруг школы сносили "бараки" и строили большие дома, микрорайон приобретал современный вид.

За двадцать лет, с 1962 по 1982 год в школе сменилось 5 директоров:

РОЗАНОВА ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА

С 1962 ПО 1965 ГОД

ШАХНАРОВА ЭЛЬБА АДАМОВНА

С 1966 ПО 1971 ГОД

АБУГОВА НИНА ФЕДОРОВНА

С 1971 ПО 1975 ГОД

ПАНКОВА ЛИЛИЯ ИВАНОВНА

С 1975 ПО 1976 ГОД

ИГУМЕНЦЕВА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА

С 1976 ПО 1982 ГОД

С 1982 года - Крапивский Яков Владимирович...

Как словесник стал строителем.

Итак, с 1982 года директором школы стал Крапивский Яков Владимирович. Хозяйство ему досталось в буквальном смысле "разоренное": школа нуждалась в капитальном ремонте. Дело в том, что последний ремонт в 1968 году проводился без "выселения", поэтажно, учащим пришлось лишь немного "потесниться", и ремонт этот более походил на косметический: белили потолки, красили стены, окна, во многих кабинетах настелили линолеум. Но уже в 1973 году в школе была проведена специальная проверка межэтажных перекрытий и, хотя состояние их тогда было признано "удовлетворительным", стало очевидно, что неизбежен ремонт с заменой перекрытий, оконных рам, что необходима пристройка столовой и актового зала. Самой важной задачей для нового директора стала подготовка школы к капитальному ремонту: нужны были проект ремонта, средства для его проведения, база для размещения учащихся и многое другое. В 1985 году началось "великое переселение": начальную школу разместили в ближайшей 238-й, а среднюю и старшую - в 929 школе. Но скоро стало ясно, что первоначальный проект морально устарел. Нужен специальный кабинет ИВТ, место для шестилеток, в актовом зале можно настелить художественный паркет, сделать навесные потолки. К сентябрю 1987 года был закончен ремонт основного здания, оставалось только убрать строительный мусор и расставить мебель. 7 сентября начались занятия в 4 - 10 классах, а еще через полгода были открыты спортивный и актовый залы, столовая и мастерские, в школу смогли вернуться учащиеся 1 - 3 классов.

Хибины и театр на английском языке.

После ремонта для школы начался новый период развития, который совпал с серьёзными изменениями в стране: перестройкой экономического и политического уклада всей жизни.

Постепенно из школы исчезли пионерская, комсомольская и партийная организации, но продолжала работать система школьного самоуправления по штабам через Координационный центр, на смену которому пришел Совет школы. Число учащихся в школе росло из года в год, невозможно стало проводить дни самоуправления и туристические слёты, как было ранее, но театральные коллективы существуют до сих пор. Есть даже театр на английском языке! Летние трудовые лагеря, которые много лет базировались в станице Раздорской Ростовской области, сначала перебрались в Московскую область, а затем преобразовались в экологические экспедиции в Хибины и математический лагерь в Архангельской области.

 

Из новейшей истории школы...

Январь 1991 года - создана подготовительная субботняя школа "Филиппок". В нее приходят малыши, которые готовятся пойти в школу.Занятия по математике, развитию речи, иностранным языкам проводятся в игровой форме.

Март 1995 года - начало проведения, ставших традиционными, ежегодных фестивалей искусств, где показывают свои таланты учащиеся, их родители, учителя.

Сентябрь 1998 года - учащиеся 1-4 классов полностью перешли на обучение по развивающей системе профессора Л.В.Занкова.

Январь 2004 года - введено в эксплуатацию новое красивое здание, где занимаются ученики начальной школы. В нем большие светлые классные комнаты, оснащенные компьютерами и мультмедийной техникой, танцевальный и актовый залы, кабинеты английского языка, информатики, две игровые комнаты.

 

А ещё мы здесь учимся ...

Очень много внимания прилагалось в сфере совершенствования образовательного процесса, благо что Закон РФ "Об образовании" от 1992 года открыл для этого широкие возможности: в школе появились классы с углублённым изучением отдельных предметов, затем система стратового обучения. Вводятся новые предметы и курсы, платные дополнительные услуги и пр. В последние годы хорошо зарекомендовала себя новая традиция - ежегодный школьный интеллектуальный марафон, а затем - выход сборной команды школы на окружной и городской уровни. Многолетней традицией школы является участие её учеников в предметных олимпиадах, турнирах и конкурсах всевозможного уровня (от школьного до всероссийского). Мы справедливо можем гордиться многочисленными победителями, дипломантами, лауреатами и стипендиатами разных уровней.

Уже четыре (!) раза наша 218-я становилась лауреатом конкурса "Школа года", который начинался как инициатива газеты "Педагогический вестник", а ныне поддерживается Министерством образования РФ. Проект "Многопрофильная муниципальная школа", разработанный и реализованный коллективом школы, в 1994 году получил грант фонда Джорджа Сороса . Пятеро учителей школы являлись неоднократными обладателями индивидуальных грантов фонда Сороса, присуждаемых лучшим педагогам России. Учителя школы многократно участвовали в городском конкурсе "Учитель года" и побеждали в различных его номинациях..  

В 2006 году школа получила статус "Центр образования".

В 2009 году школа отметила 70-летний юбилей, но старой её ни в каком смысле не назовёшь. Современные кабинеты, молодой коллектив. Здесь не устают учиться, всегда готовы к переменам, легки на подъем. 

По итогам 2010-2011 учебного года Центр образования №218 получил грант Мэра Москвы в сфере образования государственным образовательным учреждениям города Москвы за достижения высоких результатов в образовательной деятельности, заняв 17 место среди 85 награжденных образовательных учреждений.

 

 

Вы можете прислать Вашу историю, воспользовавшить формой отправки сообщения: http://school218.ru/contact/1